Реабилитация составляет важный элемент лечебного плана

Различают четыре ступени лечебно-восстановительного (реабилитационного) режима: нулевая — полный покой, постельный режим, включающий прием пищи в постели; первая — частичный постельный режим с пребыванием в палате или на свежем воздухе, прием пищи в столовой; вторая-легкие физические и психические нагрузки; третья — более значительные физические и психические нагрузки. Первоначально эти четыре ступени подразделялись еще на несколько подступеней (вначале на 8, а затем на 5), однако в настоящее время действует приведенная выше классификация (утвержденная Министерством здравоохранения ЧССР для всей страны). Точно так же, как существует различие между методами проведения реабилитации у взрослых и у детей, есть разница в способах реабилитации больных детей разных возрастных категорий. Применительно к детям грудного возраста нужно заботиться прежде всего о нормальном физическом и психическом развитии, соответствующем возрасту ребенка. Такие дети, как известно, учатся сидеть, лежать, стоять и ходить с опорой. Им дают игрушки, кубики, на которых постепенно отрабатывается способность хватать, перемещать, расставлять предметы. Психическая сфера ребенка развивается за счет стимулирования улыбок, «гуканья», взрослые стараются вызвать у них подражание произносимым звукам, а позднее — словам, подражание различным движениям и жестам; дети учатся указывать на различные предметы в комнате, на глаза, уши, нос, волосы. Постепенно они обучаются понимать жесты и движения взрослых, в частности показывать и подавать названные предметы. Следует, кроме того, подчеркнуть, что в этом возрасте положительное воздействие на общее развитие речи и ее восприятие у ребенка оказывает музыка.